Вблизи площади Сан-Доменико-Маджоре в старом центре Неаполя возвышается одно из важных исторических и религиозных сооружений этого города – капелла Сан-Северо.
Капелла почти соприкасается с церковью Святого Доминика и фамильным дворцом семьи Сангро, которым принадлежал титул князей Сан-Северо. Между дворцом и капеллой пролегает узкий переулок, который раньше можно было перейти по мосту, построенному специально для прохода в нее.
История капеллы Сан-Северо поистине уникальна. Основанная в районе 1590 года капелла была посвящена чудотворной иконе Богородицы «Пьета», которую из-за небольших размеров часто называют «Пьетелла». У итальянского писателя Чезаре д’Эндженио Караччоло в датированной 1624 годом книге упоминается связанный с этим образом эпизод.
Однажды стражники вели несправедливо осужденного человека в кандалах по Неаполю. Проходя мимо дома семьи Сангро, он вдруг увидел, что часть садовой стены особняка развалилась, а вместо неё явился образ Богородицы. Арестант был до того потрясён увиденным, что пал на колени. Он поклялся пожертвовать серебряный медальон этому образу, если его оправдают. Вскоре именно так и произошло.
Рассказывают и о другом чуде. Первый князь Сан-Северо Джованни Франческо Паоло де Сангро был тяжело больным, но исцелился после молитвы перед образом Богородицы. В благодарность князь возвёл на том месте, где ему явился образ, капеллу Санта-Мария-делла-Пьета.
Спустя полвека, в 1613 году, капеллу расширил сын её основателя – архиепископ Беневенто Александр. Он перезахоронил в капелле останки своих предков, освятил капеллу и поместил говорящую об этом надпись над главным входом в неё.
В 1749-1767 годах седьмой князь Раймондо де Сангро распорядился провести реконструкцию капеллы и лично руководил ею при содействии лучших людей искусства того времени, произведения которых были размещены в капелле.
Князь Раймондо был высокообразованным человеком с обширными знаниями в литературе, философии, химии, военном деле и многих других науках, которые явственно отразились в преобразившейся капелле. Отныне она стала цельным и гармонично продуманным произведением искусства. Князь выделил в капелле крипту для захоронения своего тела, останков его ближайших родственников и всех последующих поколений княжеского рода.
Привлекает внимание многочисленных посетителей и архитектура данной капеллы. Так, в капелле Сан-Северо присутствует всего один неф, и отсутствуют апсиды. Две её стороны снабжены четырьмя изысканными арками, одна из которых (третья слева) украшает собой боковой вход, а остальные окружают алтари или гробницы.
Триумфальная арка на двух пилонах выделяет алтарную часть капеллы. У её основания находятся памятники родителям князя Раймондо.
Полы капеллы выполнены в жёлто-синих цветах, символизирующих родовой герб семьи де Сангро. А в конце XIX века они были дополнительно покрыты терракотовой плиткой.
Свод храма расписан внушительных размеров фреской Франчесо Марии Руссо под названием «Рай Сан-Северо». Это была одна из первых работ, которую князь Раймондо заказал в 1749 году в ходе обустройства капеллы.
В центре фрески изображён обрамлённый светящимся ореолом голубь, который символизирует Святого духа. В клюве он держит треугольник, что выглядит двусмысленно – обычно это символ Святой Троицы, однако известно, что князь был масоном, знак Великого магистра которых выглядел так же. Голубя окружают многочисленные пути и ангелы в развевающихся разноцветных одеждах.
Шесть окон, над которыми размещены зелёные медальоны с образами святых покровителей рода Сангро, хорошо освещают фреску. А краски для неё изготавливал лично князь Раймондо, с чем он справился блестяще: они сохраняют первозданные вид и яркость уже два с половиной века. Предполагается, что они сделаны на основе смеси растительных масел, однако точного состава никто не знает.
Над главным алтарём капеллы возведён иллюзионистический купол, такие были популярны в барочный период архитектуры.
Самое известное из хранящихся в капелле произведений – это мраморная скульптура Джузеппе Сан-Мартино «Христос под плащаницей» (1753 год). Она стоит в самом центре капеллы.
Первоначально скульптором был назначен Антонио Коррадини, однако он до своей смерти успел изваять только глиняную модель. Сейчас её можно увидеть в экспозиции музея Сан-Мартино. Её первоначальный замысел был впоследствии изменён Сан-Мартино, но главная иконографическая деталь – плащаница, покрывающая тело Христа – была сохранена и выполнена с высочайшим мастерством. Эта работа стала для молодого и неизвестного скульптора главной работой жизни и вершиной его творчества. Хоть скульптура и создана из мрамора, она выглядит настолько лёгкой и воздушной, что кажется прозрачной.
Сегодня всё великолепие капеллы представлено вниманию посетителей музея, в который она была превращена.
Часы работы: 10:00-17:30.
Адрес, часы работы, как добраться
Cappella Sansevero
Адрес: Via Francesco de Sanctis, 19, 80134 Napoli, Италия