Баптистерий на Соборной площади в Пизе является элементом ансамбля Площади Чудес. Это здание, построенное специально для обряда крещения. Подобные постройки характерны для периода раннего христианства, когда необходимо было провести обряд крещения для большого количества людей. В церквях, построенных в более поздний период, для крещения использовали просто купель. Ведь крестят обычно в младенчестве.
Строение венчает купол. Внутри строение украшено мозаикой.
Возведение Баптистерия приходится на ХІІ―ХІV века. Поэтому в облике здания переплетены романский и готический архитектурные стили. Строительство Баптистерия было начато под началом Диотисальви, а закончили возведение церкви Никколо и Джованни Пизано.
Баптистерий состоит с трех ярусов. Нижний ярус выдержан в строгом стиле. Его украшают лишь арки, которые опираются на колонны безо всякой лишней лепнины. Средний ярус наиболее изящный. Он построен в виде ряда объединенных арок, которые венчают кружева, выполненные с камня. Этими кружевами обрамлены лики святых. Верхний ярус здания имеет над окнами завершения зубчатой формы. Купол построен из красноватого камня и на нем имеется ниша, на котором расположена скульптура святого Иоанна.
Кроме самого величественного здания церкви, Баптистерий примечательный еще и своей купелью и кафедрой. Бассейн внутри баптистерия имеет огромные размеры. Кафедра была заложена в ХІІІ веке знаменитым архитектором Никколо Пизано. Она хорошо просматривается со всех сторон. Имеет форму шестиугольника. Кафедра выполнена из белого, коричневого и светло-зеленого мрамора. Несмотря на то, что выполнена из камня, за счет цвета камня и искусности мастеров, она создает впечатление невесомой.
Ее поддерживают центральная и шесть боковых колонн. Три из них опираются на спины склонившихся над добычей львов. Скульптуры животных символизирует победу христианства над язычеством. Основание же центральной колонны изображает в гротескных чертах грешника, еретика и некрещеного.
Колонны соединены между собой арками, по краям которых изображены пророк с апостолами. Далее под парапетами изображены в аллегорической форме человеческие добродетели. Также здесь можно увидеть евангельские сюжеты на тему жизни Христа ― Благовещение, Рождество, «Поклонение волхвов», «Введение в храм», Распятие, Страшный суд. Все каменные персонажи библии имеют объемный вид. Каменные лики святых одновременно и вдохновенны, и бесстрастны.
Также храм ценится своими фресками. Среди многих работ, представленных здесь, обращают на себя внимание фрески на темы Ветхого Завета Беноццо Гоццоли. Не менее знаменита фреска, повествующая об эпидемии чумы, и «Триумф смерти», датированные серединой ХІV века. Авторство обеих фресок так и осталось неизвестным.
Фреска «Триумф смерти» вдохновила Ференца Листа на создание одноименного музыкального произведения.
Это здание является наибольшим баптистерием в Италии.