На протяжении тысяч лет медицина постоянно развивалась и совершенствовалась. Еще пару веков назад аппендицит или пневмония были равносильны смертному приговору, долгое время врачи не задумывались о необходимости мыть руки перед операцией и не слишком обращали внимание на истошные вопли пациентов, ведь кроме вина да мака другой анестезии в то время не знали. Но в процессе медицинской практики изредка появлявшиеся гении совершали революционные для медицины открытия. Благодаря великим прорывам в этой области были спасены жизни миллионов людей.
1. Человеческая анатомия
Анатом и врач Андреас Везалий, живший в XVI столетии, отнёсся более пристально к изучению устройства человеческого организма. Он изучил труды Галена и его представления о человеческой анатомии, после чего обнаружил у этого классического античного автора с пару сотен неточностей. Исправил он и заблуждение Аристотеля, насчитавшего у мужчин 32 зуба, а у женщин 38 и классифицировал их на клыки, резцы и моляры.
Свои открытия Везалий делал, препарируя человеческие тела и подробно записывая детали человеческой анатомии, отвергая попутно досужие домыслы. В то время работа с трупами была под запретом, поэтому к ней редко кто прибегал. Ему стало очевидно, что решающее значение для успеха в операции имеет знание анатомии.
Везалий создал схемы нервной и кровеносной систем, которые в качестве эталонов демонстрировал своим ученикам. Их сразу же стали так часто копировать, что Везалию пришлось их опубликовать, чтобы защитить своё авторство. Его работа «De Humani Corporis Fabrica», опубликованная в 1543 году считается началом рождения анатомии как раздела медицинской науки.
Самые популярные салаты: ТОП 10
Холодные блюда, которые современники называют салатами, присутствовали ещё на столах античных жителей. Например, римляне любили смесь из салатного цик...
2. Анестезия
До изобретения надёжного обезболивания операции можно было проводить либо слишком быстро, либо с чудовищными страданиями пациента. Знаменитый русский хирург Николай Пирогов умудрялся ампутировать конечность за 2-3 минуты, чтобы пациент не скончался от болевого шока.
Отсутствие хорошего обезболивания сильно замедляло развитие хирургии, закрывая возможность для проведения полостных операций. Врачи долгое время пробовали использовать настои мандрагоры, мака, ставили табачные клизмы. Но всё это помогало слабо, к тому же и сами эти средства были небезопасны для пациентов.
У анестезии нет единого отца, поскольку руку к её разработке приложило множество химиков и медиков. В 1799 году английский химик Дэви испытал на себе действие закиси азота и обнаружил, что она притупляет ощущение боли, после чего предположил, что её можно с успехом применять во время операций. Позднее с закисью азота и серным эфиром много экспериментировал английский хирург Хикмен, но на его труды не обратили внимания. В 1842 году американец К. Лонг провёл первую операцию под эфирным наркозом, а потом ещё несколько лет продолжал с ним работать, не публикуя, однако, результаты своего труда. Чуть позже, в 1844 году американский стоматолог Х. Уэллс начал экспериментировать с закисью азота, а в 1846 году состоялась первая публичная операция под наркозом, которую проводил Д. Уоррен, а наркотизатором был дантист У. Мортон, набивший к тому времени руку на подобном обезболивании. С тех пор 16 октября 1846 года считается днём появления эфирного наркоза.
3. Асептика и антисептика
До XIX века врачам не приходило в голову вымыть руки перед принятием родов или операцией, потому что не существовало понятия дезинфекции. Один и тот же хирургический инструмент применялся для вереницы пациентов. Поэтому операции, как правило, заканчивались нагноением, а то и гангреной, а роды приводили к заражению крови. Поэтому и смертность после работы тогдашних хирургов была огромной.
Венгерский врач Игнац Земмельвейс первым стал требовать от своего персонала мыть руки в известковом растворе, после чего смертность среди рожениц упала в 7 раз. Но научная общественность как обычно проигнорировала успех Земмельвейса, посчитав его идеи бредовыми, и определила его в психбольницу, где он благополучно и скончался. Позднее необходимость обработки операционного поля и инструментов доказывал уже англичанин Д. Листер, которому повезло больше.
4. Резус-фактор и группа крови
На рубеже XIX-XX веков иммунолог К. Ландштейнер в результате экспериментов выявил у эритроцитов индивидуальные антигенные характеристики, благодаря чему стало возможным избегать смертельных обострений, вызванных переливанием неподходящих групп крови.
Есть легенда, что в 1498 году папе римскому попытались перелить чужую кровь, отчего он скончался. Также врачи пытались перелить человеку кровь животных, но с тем же успехом. Первое переливание крови в России состоялось в 1832 году. Наконец, в 1900 году австрийский бактериолог К. Ландштейнер выделил у человека три группы крови, за что намного позже (в 1930 году) он получил Нобелевскую премию. Ландштейнер отметил, что группа крови является наследуемым фактором, а различаются группы между собой свойствами эритроцитов. Знание этого помогло позднее спасать донорской кровью раненых, омолаживать больных. Теперь переливание крови стало обычной медицинской практикой.
ТОП самых популярных книг
С точки зрения тиражей (но не количества читателей), самыми популярными в мире книгами являются Библия и Коран. Невозможно подсчитать даже количество ...
5. Рентген
Пока человек не узнал о Х-лучах (по-нашему, рентгеновских), хирурги регулярно ломали неправильно сросшиеся конечности своих пациентов и вряд ли этим доставляли им удовольствие.
Случайное открытие немецкого физика В. Рентгена сильно изменило ситуацию. Он работал с катодными трубками и обнаружил, что от них исходит неизвестное невидимое излучение, которое он назвал Х-лучами. Он также установил, что эти Х-лучи могут пронизывать любые непрозрачные материалы. Знаменитым стал его первый рентгеновский снимок кисти руки своего коллеги, приветственное помахивание которой быстро разлетелось по всему миру. Научное сообщество взволновалось, а простые люди пришли в ужас от вида костей.
Многие промышленники хотели купить у Рентгена его изобретение, но он его даже патентовать не стал, обеспечив к нему всеобщий доступ. Благодаря этому широкому жесту стали бурно развиваться радиология, пульмонология, онкология и прочие отрасли.
6. Антибиотики
Жизнь до изобретения антибиотиков была не так безмятежна – ей могла угрожать любая инфекция, поэтому заразившиеся пневмонией, коклюшем или туберкулёзом люди могли, не теряя времени, присматривать себе место на кладбище.
Ещё в XIX веке появилась идея бороться с опасными микроорганизмами с помощью их собратьев. Но только в 1928 году шотландец А. Флеминг создал первый антибиотик – пенициллин. А помог ему в этом беспорядок в собственной лаборатории – он забыл чашку Петри с культурой стафилококка, в которой позднее появились плесневые грибы, уничтожившие опасный штамм. За открытие пенициллина Флеминга наградили Нобелевской премией, а человечество смогло успешно бороться со многими прежде неизлечимыми инфекционными заболеваниями.
Рейтинг лучших стран для ведения бизнеса
Американское издание «Форбс» обнародовало свой очередной рейтинг стран, самых лучших и, наоборот, самых неудобных для ведения бизнеса. В р...
7. Инсулин
Сейчас в мире живёт почти полмиллиарда диабетиков. Полноценная жизнь для таких больных до появления инсулина была невозможна – осложнения вызывали почечную недостаточность, потерю зрения и прочие тяжёлые последствия. К началу прошлого века исследователи выяснили, что сахарный диабет вызывается дисфункцией поджелудочной железы, которая переставала вырабатывать гормон инсулин. Но не было лекарства, которое хотя бы частично могло компенсировать недостаток этого гормона.
Канадский физиолог Ф. Бантинг в 1922 году выделил вещество из поджелудочной железы подопытных животных, назвав его айлетин, которое позднее преобразовалось в инсулин. Первую инъекцию инсулина сделали 14-летнему подростку, после чего его состояние моментально улучшилось. Бантинга также наградили Нобелевской премией, причём он стал на тот момент самым молодым её лауреатом – всего в 32 года.
8. Химиотерапия
Лечение рака всегда было делом почти безнадёжным, поскольку обычно заканчивалось летальным исходом. Даже теперь многие злокачественные опухоли трудно победить, поскольку раковые клетки непрерывно размножаются и мутируют. Отцом химиотерапии считают Сидни Фарбера – сына польского эмигранта, который, чтобы получать образование в Гарварде, вынужден был зарабатывать игрой на скрипке. Ему предстояло пройти долгий путь, пока, наконец, он первым испытал, а затем запатентовал препарат для борьбы с острой лимфобластной лейкемией, возникающей у детей.
На самом деле любые препараты, использующиеся в химиотерапии, являются сильными клеточными ядами. Так, препарат мехлоретамин содержит в себе боевое отравляющее вещество иприт. В Первую мировую войну им заливали окопы Западного фронта, а много позднее выяснили, что он может убивать не только человека целиком, а лишь имеющуюся у него опухоль.
9. Вакцинация
В Европе от эпидемий оспы до XIX века умирали миллионы людей, а уцелевшие становились калеками. Эта болезнь не различала сословий – косила и королей, и нищих, а смертность от неё достигала 80%.
Парадоксальная идея предупреждать болезнь, предварительно заражая ею человека, родилась более 1000 лет назад – китайские лекари прививали здоровых людей жидкостью из папул, заражённых оспой. Но та технология была слишком опасной, дающей слишком большой процент смертности.
Довести идею вакцинации до состояния эффективной и относительно безопасной процедуры смог сельский врач из Англии Э. Дженнер, который подметил, что те доярки, которые перенесли коровью оспу, уже не заражались её человеческой разновидностью. Из этого он сделал вывод, что делая прививки, можно спасать множество человеческих жизней. Дженнеру пришлось встретиться с сопротивлением церкви и большей части коллег по цеху, чтобы за несколько лет после своего открытия вакцинации подверглись свыше 100 000 человек.
10. Витамины
Ещё древние египтяне знали, что недуги можно излечивать с помощью некоторых продуктов. Так они выяснили, что куриная печень помогает избавиться от куриной слепоты, только лишь не могли понять – почему? Также люди понимали, что нехватка некоторых ингредиентов способствует появлению болезней: рахита, цинги, бери-бери. Но уровень тогдашнего развития не позволял им разобраться в механизмах их развития.
В XVIII веке шотландский доктор Д. Линд потешал тогдашнее научное сообщество тем, что предлагал лечить цингу у матросов лимонами. Но эффект от его лечения определённо был, только люди намного позднее узнали, что всё дело тут в витамине С, а точнее его нехватке.
Над разгадкой тайны полезных веществ трудились десятки исследователей, но Нобелевская премия досталась лишь двоим – англичанину Ф. Хопкинсу и голландцу Х. Эйкману, которые чётко объяснили людям, что такое витамины. Разобравшись с ними, медики научились лечить и предупреждать разные недуги, о некоторых из которых наши современники даже не слышали.